Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом.
Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма.
Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.
Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела — 116 см, масса тела — 22 кг, окружность грудной клетки — 57—58 см.
Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой.
Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта — ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.).
Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов — 12 000—15 000.
Современные программные требования, предъявляемые к развитию двигательной сферы, нацеливают на обеспечение высокой двигательной активности с учетом качественного формирования основных и прикладных движений, воспитания нравственных, волевых и других личностных качеств.
В условиях детского сада все это реализуется при наличии оптимального двигательного режима, с помощью различных педагогических средств и методов.
Наряду.с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий.
Особый оздоровительный эффект дают физические упражнения и игры на свежем воздухе.

В условиях возрастающих умственных нагрузок важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольника играет режим — рациональное сочетание и распределение во времени основных состояний (сна, бодрствования, кормления), смена различных видов деятельности и отдыха, физических и умственных нагрузок, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детского организма.
Нервная система ребенка-дошкольника отличается особой ранимостью, повышенной возбудимостью (преобладанием возбуждения над торможением), недостаточной подвижностью нервных процессов. Поэтому забота о полноценном отдыхе, восстанавливающем функциональное состояние детского организма, так необходима.
Определенный распорядок помогает организовать внутренний ритм жизни ребенка и его внешнее поведение. Так, ребенок, приученный заниматься в определенное время тем или иным видом деятельности, делает это спокойно, без излишнего напряжения и затрат дополнительной энергии и, напротив, не приученный регулярно заниматься на занятиях с трудом сосредоточивает свое внимание на содержании задания, не может положенное время сохранять за столом рабочую позу и т. п.
Не приучившись ложиться спать в одно и то же время, дети капризничают, волнуются, долго не засыпают.
Взрослым надо помнить о том, что только последовательный, ежедневно соблюдаемый в дошкольном учреждении и в семье режим дня обеспечивает оздоровительную направленность. Воспитатель выполняет в этом процессе координирующую роль: он следит за своевременным осуществлением всех режимных моментов.
Каждый режимный процесс выполняет свою специфическую функцию (обучение на занятиях, оздоровление во время прогулок, насыщение во время еды и т. д.) и оказывает непосредственное влияние на протекание последующих моментов.
Например, перегрузка или недогрузка ребенка разными впечатлениями, несвоевременная смена видов деятельности во время бодрствования резко снижают качество сна, а неполноценный сон уменьшает функциональные возмбжности детского организма в последующих видах деятельности.
Чередование деятельности и отдыха, полноценное питание и сон, прогулки, закаливание, занятия физической культурой, выполнение посильного физического и умственного труда и пр. могут успешно осуществляться лишь при условии создания необходимых гигиенических и педагогических условий (воздушно-тепловой режим, освещенность, уровень сформированности различных навыков у детей, качество воспитательной работы в группе и т. п.).
Так, прочно сформированные, автоматизированные навыки самообслуживания, умение четко выполнять различные, программные требования значительно сокращают время проведения ряда процессов (одевание, раздевание, еда, водные процедуры, подготовка к занятиям и т. д.), высвобождая время для самостоятельных игр и прогулок. Кроме того, это является хорошей профилактикой утомления.
У старших дошкольников необходимо формировать навыки личной и общественной гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков сопровождается объяснением их значимости для охраны своего здоровья и здоровья окружающих.
Потребность опрятно содержать тело и одежду, быть аккуратным во время еды, чистить зубы, часто мыть руки и т. д. должна стать стойкой привычкой будущего школьника.
Положительное отношение к процедурным мероприятиям помогают сформировать сюжетные игры санитарно-гигиенического содержания, а также просмотр диапозитивов, телепередач.
Активное, заинтересованное участие педагогического коллектива, родителей в осуществлении задач физического воспитания, а также максимальное комплексное использование разнообразных средств,  можно считать залогом хорошего состояния здоровья и физической подготовки дошкольников. 

 

 

Комментарии закрыты

Навигация по записям